Теория государства Макиавелли

Опубликовано: 1077 дней назад (2 декабря 2016)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 3306
+1
Голосов: 3
Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, основоположник «учения политического реализма».

Макиавелли родился во Флоренции. С 1498 по 1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики. В этот период Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов, человеческих нравов, что нашло отражение в его сочинениях.

Важнейшими проблемами философии Макиавелли были причины возвышения и гибели государств, условия создания сильного государства, роли правителя в нем, влияние личности на ход исторических событий, мотивы человеческих поступков. Основные сочинения Макиавелли «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве».

Теория государства Макиавелли

Макиавелли одним из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. не зависят от божественного предопределения. Государство и природу царящих в нем законов, считает Макиавелли, необходимо понимать, опираясь на разум и опыт.

Макиавелли утверждает, что социально-правовые взгляды, гражданские добродетели людей, может воспитать только государство, а не церковь. Напротив, церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Государство же – это высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни.

Лучшей формой государства Макиавелли считает республику, однако ее установление возможно лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Критически оценивая политическое положение своей страны, характер граждан, совершенно лишенных гражданских добродетелей, Макиавелли приходит к выводу о невозможности объединения Италии под единой республиканской властью. Он убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия и создания сильного независимого национального государства.

В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства. Он полагает, что для достижения этой цели можно использовать любые средства, в том числе насилие, убийство, обман, предательство. Таким образом, Макиавелли принадлежит обоснование принципа: цель оправдывает средства, согласно которому используемые политиком средства оправдываются теми целями, которые он ставит перед собой.

Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, которая пренебрегает законами морали и при достижении политических целей использует антигуманные средства.

При таком видении государства особая роль в нем принадлежит правителю.

Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель

Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.

Также государь должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Люди, по Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны притворщики, бегут от опасностей, алчны» и скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества.

Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».

Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».

А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.
Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.

Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских взглядов Макиавелли.
С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из данных истории и с учетом реальной политической обстановки. С другой стороны, Макиавелли выступает сторонником идеи того, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может быть связано с насилием, убийством, обманом, пренебрежением моральными принципами. Однако это невозможно, поскольку благо государства может быть достигнуто только на нравственных и правовых ценностях.



Русские стали воинами, а не совками
Комментарии (25)
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 12:34 0
а что так?
Vl Ot # 2 декабря 2016 в 12:43 0
Что "что так"? Не нравится тема, не нравится Макиавели, не хочется это обсуждать.

Всё, что нужно знать о политике, это то, что в её основе лежит потребность человека нравиться, быть любимым, самоутверждаться и доминировать. Избравшие политику для удовлетворения этих потребностей мне не интересны и не симпатичны.

Извините, если это Вас сильно огорчило, больше не буду нажимать кнопочку "голосование" совсем )))
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 12:47 0
Опять детсад, нравится-не нравится, огорчило-не огорчило.
Кнопку нажали и всё, а хотелось бы услышать ответ.
Теперь я его получила.
Всё, что нужно знать о политике,
-неплохо батенька Янус.
Vl Ot # 2 декабря 2016 в 13:20 0
Маша, это у Вас "детсад" - "отдавай мои игрушки и не писай в мой горшок".
Что за вечные обиды. Я понимаю, женщины (даже амазонки и феминистки)слишком эмоциональны, но зачем свои эмоции приписывать прагматичным, брутальным и спокойным удавам, т.е. нам, мужикам?

Вам хотелось услышать ответ - Вы его услышали, хотя мне совершенно не хотелось комментировать эту тему. Так что, победа за Вами )))

И, простите, не понимаю, что значит "кнопку нажали и всё"? Что, запись заблокировали? Никто не сможет её прочитать и поставить плюсик? Так я извинился, не знал, что это так серьезно, давайте попросим Админа убрать мой минус.
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 13:28 +1
Где они-обиды? Ну где, я не вижу!!!
Где эмоции? Ну где, я не вижу!!!
(уточняю, вы ответили мне про мои обиды и я говорю о своих обида. Скоро анекдотами заговорю, её богу)))
Что, запись заблокировали? Никто не сможет её прочитать и поставить плюсик?
Это вообще смешнее смешного. Её-статью, почти 500 лет люди читают.

Так что, победа за Вами )))
не стремлюсь.(три банана)
-------------------------------
кстати, у меня был детсад и я дети меня называли Соня Атёмовна.
Маруся Николавна # 3 декабря 2016 в 19:44 0
Оттович, голубчик, ку-ку!
Lada # 3 декабря 2016 в 20:10 0
Вот и кукуй теперь одна, незачем было на Оттовича наезжать, замордовала совсем мужика
Маруся Николавна # 3 декабря 2016 в 20:13 0
Интересно девки пляшут t0160
seva # 2 декабря 2016 в 13:40 +1
Но тут, из кустов, вылез seva и поставил плюс. Брек ребята! Разных утопистов много перебывало,да только все не в прок.(перефразируя - В мозгах лжецы,всегда отыщут уголок)
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 14:37 0
Пытаюсь представить тебя вылезающего из кустов laugh
seva # 2 декабря 2016 в 15:23 0
А ты налей и отойди! xixi
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 22:10 0
Поздно ты вылез.Ни то нокаут, ни то нокдаун, не разберу)))))))
seva # 2 декабря 2016 в 22:13 0
Занят был. Да и не могу я вот так как вы на площади. Вот и схоронился в кустиках.
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 22:15 0
Мы вроде не- заметно (видишь развела их по сторонам), скромно так, в сторонке...
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 14:28 0
Максимальный брейк (англ. Maximum break) — максимально возможная серия в снукере.
Чтобы сделать максимальный брейк, игрок должен забить все красные шары, при этом после каждого красного требуется забить чёрный, а затем, после забития всех красных — цветные шары в соответствии с правилами. В этом случае игрок наберёт 147 очков.
Во избежание разночтений, в регламенте любого профессионального турнира записано, что следует понимать под этим термином — это поочерёдно забитые 15 красных и чёрных шаров, после которых следует забить жёлтый, зелёный, коричневый, синий, розовый и чёрный шары. Любая другая комбинация забитых шаров, которая даёт в сумме те же 147 очков (например, игрок может начать со свободного шара и таким образом «компенсировать» потерянные очки) максимальным брейком считаться не будет.
Максимальный брейк — показатель высочайшего профессионального уровня игры. Само по себе исполнение максимума является событием на турнире и/или в сезоне. По традиции, почти на каждом крупном турнире предусмотрен денежный приз для игрока, выполнившего максимальный брейк.
seva # 2 декабря 2016 в 15:21 0
Русско-английский перевод БРЕК!

БРЕК!

break! спорт. (команда судьи в боксе: освободиться от захвата)
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 16:37 0
https://www.youtube.com/watch?v=FkxvlTI0j34
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 21:33 0
Друзи, а у нас теперь все на фейсбуках зависают?
seva # 2 декабря 2016 в 21:40 +2
По рукам пошли hoho
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 21:40 0
Что- семечки?
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 21:58 +1
https://www.youtube.com/watch?v=w2YFgyaOaqg&index=8&list=PL7QyrfHCeCfFUSWWLxf8FAuu6nv_R42NN
Tatiana # 2 декабря 2016 в 22:03 0
Не, товарищи, ФБ может и хорош, но мне не подходит.
Ну куда я поперлась в резиновых калошах и старой телогрейке. smile
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 22:04 0
Я тоже еще бурки стразами не расшила, вот сижу тут иииииии радуюсь.Ура!
Tatiana # 2 декабря 2016 в 22:08 0
Кого только не спрашивала: "бурки носили"
в ответ: "даже не знаю о чём ты".
У вас что называли бурками?
У нас это обувь войлочная, зимняя. smile
Маруся Николавна # 2 декабря 2016 в 22:12 0
И мы из той же губернии.
Земляки!!!
Когда в Челябе жила расшивала. После сегодняшнего падения плашмя (как не убилась,это серьезно)наверное разошью и буду носить войлочную зимнюю обувь-бурки.