Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета

article855.jpg
Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета

Соответственно честность и принципиальность в купеческой среде традиционно ценились выше любого богатства. Классический пример – промышленник Четвериков, разыскивавший кредиторов своего отца, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. Купцы влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнеров по бизнесу. Если капитал был нажит с помощью хоть тени криминала, с таким человеком дела вести избегали. Более того, формально законный способ наживы – ростовщичество и финансовые операции – тоже считался "грязным", и финансисты стояли в купеческой иерархии на последнем месте. Считалось, что слово финансиста слишком легковесное, а сам он склонен к обману и спекуляции.

Словом "честным, купеческим" дорожили еще больше, чем капиталами. В нашу эпоху с девизом "без договора нет разговора" правила тех времен кажутся какой-то первобытностью. Тем не менее многие крупные сделки заключались купцами на словах. И в этом был смысл. Например, за нарушение долговых обязательств могли наказать только штрафом. Но за нарушение честного купеческого слова полагалось изгнание из гильдии и пожизненный позор. Наследник старого московского купеческого рода благотворитель Николай Алексеев как-то поймал на слове некоего скоробогатея, похвалявшегося: "Поклонись мне при всех в ноги, и я дам миллион на больницу". Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, поклонился купцу. Больница была выстроена.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 198 просмотров
Комментарии (4)
sibroy # 22 декабря 2016 в 15:17 +2
Прям.идилия...
Vl Ot # 22 декабря 2016 в 18:29 0
В докапиталистических,сословных обществах, дела с моралью обстояли не так гладко, как нам пытаются показать. Действительно, в своей среде, купеческой, например, как описано тут существовал свой кодекс чести. Купеческое слово купца перед другим купцом ценилось высоко. То же самое можно сказать о дворянской чести. Но это не мешало угнетать, использовать, унижать и грабить представителей других сословий. Среди низших сословий тоже была своя мораль - воровать лес в барском лесу считалось не зазорным, а, наоборот, молодецким поступком, но украсть любую мелочь с соседского двора - преступление.
В наши времена продолжает существовать видоизмененная сословная система. До рыночных отношений мы так и не дошли. Отсюда коррупция среди чиновников, поборы в лечебных учреждениях, несуны на предприятиях и т.п.
Самым ярким примером может служить "воровской закон", принятый в криминальной среде. Он строго регламентирует отношения между преступниками, но с посторонними можно делать все, что угодно - грабить, убивать, унижать, обманывать.
По существу, купеческая мораль мало чем отличается от блатной или дворянской.
seva # 23 декабря 2016 в 12:06 +2
А вот про новых купцов. К слову пришлось. Есть один знакомый,с которым,когда-то, вместе ели,вместе пили...излишествами всякими нехорошими грешили. Работали в параллельных организациях. Его организация"накрылась" намного раньше нашей. Он, человек неглупый,образованный организовал свое дело и неплохо. Ко мне частенько обращается за тем,за сем... у меня хорошая база для работы по металлу,вплоть до производственного токарного станка. Много всяких железок и запчастей,всю жизнь по гаечке,по винтику... Совсем недавно приезжает, спрашивает пару узлов к Газ-53. Да,на,пожалуйста,мне-то они не нужны совсем. Отдал без оплаты всякой,друг старый как-никак. Вскоре и мне кое-чего потребовалось,а купить это только в областном центре можно. Звоню ему,мол,поедешь,так захвати. Все равно по этим базам мотаешься. Ладно,говорит,сделаю. Звонит,через пару дней,уточняет ассортимент. Кулю,привезу. Жду заедет. Не заехал. Как потом оказалось,он привез нужное,поставил себе на баланс,сделал наценку и ждет когда я приду покупать. Так-то. А мне впадлу.
Маруся Николавна # 23 декабря 2016 в 12:47 0
Он себе уже заработал бонусы. Ни на что не обменяешь и не искупишь. Жаль, люди гибнут за бумагу.